Как сообщил в ходе конференции управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов, с начала 2020 года рынок рублевых облигаций корпоративного сегмента вырос на 7 %, достигнув 11,3 трлн рублей. Эксперты отмечают как активный рост количества инвесторов на фондовом рынке (в этом году на него пришли 5 миллионов человек, что принесло брокерам более 1,5 трлн рублей), так и увеличение активности эмитентов из сферы малого и среднего бизнеса.
Однако, как отмечают эксперты и представители того самого бизнеса, далеко не всем открыт путь к широкому кругу инвесторов, представленных на бирже. Так по словам генерального директора АО МГКЛ «Мосгорломбард» Алексея Лазутина, несмотря на инвестиционную привлекательность ломбардов, доступ к «Сектору роста» и «Инноваций и Инвестиций» Московской биржи ограничен законодательно. Поэтому целому институту обеспечения финансовой доступности можно рассчитывать только на Сектор ПИР (Повышенного инвестиционного риска) или другие биржи. И как показывает практика, даже при наличии отчетности в стандартах МСФО, а также кредитного рейтинга, что является несколько избыточным для эмитентов, ломбарды часто не допускают по формальным признакам до дебютных эмиссий облигаций.
По словам Алексея Лазутина, именно рынок облигаций является для ломбардов оптимальным вариантом привлечения средств для развития бизнеса, поэтому в ближайшее время Мосгорломбард разместит дебютные выпуски облигаций на одной из бирж РФ, а в среднесрочной перспективе рынок корпоративных облигаций может стать ключевым для привлечения фондирования ломбардами.
К эмитентам на рынке облигаций в ближайшее время будут установлены требования по наличию рейтинга. Это требование абсолютно оправдано, ведь как подчеркнула заместитель руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, Елена Шервуд, основная задача эмитентов, Банка России и саморегулируемых организаций состоит в качественном информировании граждан о рисках при покупке облигаций. В погоне за доходностью они не всегда осознают риски. «Розничному инвестору стоит ориентироваться на более простые, классические облигации, которые сродни договору займа по Гражданскому кодексу, а также на надежных эмитентов и диверсифицировать портфель», - подчеркнула Шервуд.
Так что тем компаниям, которые стремятся расширить финансовый инструментарий и получить доступ к средствам биржевых инвесторов, нужно работать в том числе над собой, повышая открытость бизнеса как для регуляторов, так и для потенциальных инвесторов. Как сообщил Алексей Лазутин, «Мосгорломбард» стал первым российским ломбардом, получившим рейтинг от «Эксперт РА».
Но это все – работа на перспективу. А финансовые вливания требуются уже сейчас. Алексей Лазутин, выступая на конференции, поделился опытом привлечения столь важных для динамично развивающейся компании инвестиций. Одним из таких вариантов стало размещение коммерческих (внебиржевых) облигаций. Весной этого года «Мосгорломбард» успешно разместил выпуск объемом 200 млн рублей с доходностью 16% годовых и 36 ежемесячными купонами.
«Мы видим, что эти облигации пользуются спросом и имеют ликвидность на вторичном рынке. Поэтому для тех эмитентов, которые только планируют идти в публичность, имеет смысл рассматривать этот инструмент», - рассказал гендиректор «Мосгорломбарда».
Участники конференции высоко оценили опыт «Мосгорломбарда», как компании, которая, несмотря на все действующие ограничения и сложности, уверенно движется к поставленной цели.