Обзор рынка
Ломбардный рынок

Ломбарды являются важным элементом института обеспечения финансовой доступности. Основным продуктом ломбардов является заем под залог движимого имущества.

Основные отличия от банков
и других финансовых институтов

Получить займ в ломбарде намного проще, быстрее и удобнее. Для этого не важна кредитная история и нет необходимости долго ждать решения кредитора. Также не требуется предоставлять информацию о доходе, проходить скоринг – 100% заявок одобряются;

Клиенты ломбардов ценят отсутствие негативных последствий при невыплате займа – в этом случае ломбард реализует предмет залога через свои отделения и это не отражается на кредитной истории заемщика;

В ломбардах можно приобрести почти новые вещи – ювелирные украшения, гаджетыи меховые изделия – в разы дешевле, чемв магазинах.

Ломбардные займы на порядок доступнее банковских, их могут получить даже иностранцы: потребуются только документы, удостоверяющие личность;

Ломбарды предлагают клиенту широкий выборв распоряжении своим имуществом. Клиент может продать его ломбарду сразу или получить деньги под залог имущества, а потом решать, возвращать займ с процентами или нет. Если острой необходимости в деньгах нет, он может оставить вещь на реализацию за небольшую комиссию по той цене, которую установит сам;

Консолидация отрасли
Количество действующих организаций, тыс. ед.
Источник: Банк России

Количество юридических лиц ломбардного рынка с конца 2018 года по первый квартал 2023 сократилось более чем в два раза. При этом, многие небольшие участники рынка для ухода от регуляторной нагрузки используют смежные с ломбардами формы организации бизнеса, такие как комиссионные магазины, скупки и прочее. При этом общее количество розничных объектов всех участников рынка показывает положительную динамику.

Согласно исследованию Банка России большинство российских ломбардов можно отнести к малому бизнесу.

7.8%
Доля рынка небольших ломбардов
67%
Количество сотрудников составляет менее 10 человек
77%
небольшие ломбарды с портфелем не более 10 млн рублей

Постепенный уход с рынка этих участников будет способствовать росту клиентской базы и портфеля займов у более крупных игроков

Цифровая трансформация

Варианты онлайн-оплаты тела займа и/или оплаты процентов уже широко применяются на рынке ломбардов. Ведущие сетевые операторы активно используют современные инструменты взаимоотношения с потребителями, у многих есть мобильные приложения, позволяющие выполнять основные операции онлайн. Появились пилотные проекты роботизированных ломбардов, которые позволяют проводить диагностику и выдавать займы в автоматическом режиме.

Группа «Мосгорломбард» использует
Онлайн-оценка предмета залога — среди топ-50 доля таких ломбардов составляет 38%
Взаимодействие через электронный личный кабинет клиента — среди топ 50% доля таких ломбардов составляет 38%
Оформление залогового билета
в электронном виде — предоставляет лишь 7% ломбардов
Характеристики рынка

Сейчас рост портфеля ломбардов происходит за счет увеличения средней суммы займа. При этом динамика имеет сезонный характер: показатель увеличивается в четвертом квартале и снижается в первом. В то же время, официальная статистика регуляторов не учитывает существенную долю смежных направлений, таких как комиссионные магазины, скупки, гаранты и прочие.

Системные сетевые участники рынка в настоящее время реализовывают активную стратегию развития за счет органического развития и сделок по слиянию и полгощению.

Фундаментально сумма займа в ювелирных ломбардах зависит от курса золота в рублях, так как золото является главным объектом залога в таких ломбардах. На мировых рынках золото торгуется преимущественно в долларах США, поэтому курсовые колебания влияют на ломбардный бизнес: ослабление рубля позитивно влияет на операционную деятельность, так как увеличивает стоимость залога.

В последние несколько лет многие участники рынка помимо работы с ювелирными изделиями активно заходят в сегменты ликвидных гаджетов и другого движимого имущества. Данный тренд продолжает набирать обороты в том числе по мере роста оборота параллельного импорта и других внешних факторов.

Так как рынок ломбардов сильно фрагментирован, нет какого-то одного или нескольких крупных доминирующих игроков с существенной долей рынка и возможностью влиять на цены.

Ломбарды являются активными участниками вторичного оборота рынка драгоценных металлов, который в Российской Федерации в разные периоды составляет от 30 до 60 тонн золота в год. Не нанося ущерба экологии, невостребованные вещи в виде ювелирных изделий, перерабатываются на аффинажных заводах и после цикла производства, как правило, находят вторую жизнь в виде новых ювелирных изделий в ювелирной рознице.

Ломбардный рынок ограничен в возможностях привлечения капитала с рынка регуляторными ограничениями. Доля заемных средств в структуре капитала стабильно держится на уровне 30-35%. При этом рентабельность собственных средств ломбардов (ROE) стабильна последние 3 года, и не чувствительна к внешним шокам.

ROE, %
Рынок ресейла

Существенную долю доходов ломбардов составляет реализация невостребованного имущества, то есть продажа оптом и в розницу «товаров с историей». Таким образом ломбарды являются активными участниками рынка ресейла в тех сегментах, в которых они работают. Отличительной особенностью участников рынка является наличие в бизнес-модели нескольких юридических лиц, которые позволяют проводить операции не только классических займов, но и покупать «товары с историей», продавать их, а также брать на комиссию.

То, что ломбарды дают «вторую жизнь» многим потребительским товарам, является важным составляющем общего тренда осознанного потребления. Среди принципов осознанного потребления – отказ от одноразовых товаров, повторное использование, сокращение объемов потребления, использование отходов и переработка.

Что такое современный «Ресейл»?

В широком смысле – это перепродажа или торговля подержанными вещами. По сути к этому направлению можно отнести все товары длительного пользования, которые покупаются и продаются на вторичном рынке.

Индустрия ресейла состоит как из частных лиц, продающих товары, так и компаний специализирующихся на этом бизнесе:

B2C

Онлайн-платформы выкупают и перепродают вещи, либо соединяют покупателей и продавцов, осуществляя посредничество путем аутентификации, доставки, верификации и подлинности

Комиссионные магазины (берут % с продажи на площадке)

Онлайн и оффлайн магазины (проект выкупает вещи и выставляет на продажу)

C2C

сегодня в основном осуществляются через классифайды —специализированные онлайн доски объявлений (Авито, Юла, eBay и тд.)

С 2018 г. С2С рынок в России растет очень быстрыми темпами, в среднем по 28% в год. В 2021 г. он составил 1,32 трлн. руб. Количество сделок за этот период выросло с 90 млн. до 514.

Рост рынка
2018
2019
2020
2021

В 2020 году объем российского рынка ресейла, по оценке РБК составлял 100,6 млрд. рублей. По данным Fashion Consulting Group, общий объем рынка одежды в России в том же 2020 году равнялся 1,7 трлн – на долю ресейла пришлось 5,9%.

За последние три года ситуация заметно изменилась. Российская индустрия ресейла начала активно развиваться, после COVID-19, в том числе потому, что люди стали больше экономить. Вторая важная причина – снижение доступности новых товаров брендов, покинувших Россию после 24 февраля 2022 года. Клиенты, потерявшие возможность купить дизайнерские сумки или одежду в привычных местах, обратили внимание на рынок перепродажи.